Системно-деятельностный подход на уроке

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 

 


 

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? 
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока: 

-Определение темы учебного материала.

-Определение дидактической цели темы.

Триединая задача урока
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
-в знакомой ситуации (типовые)
-в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
-с целью подготовки к контрольному уроку
-с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Продумывание структуры урока.

Этапы
Дидактические задачи
Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

-Обеспеченность урока

    Карта обеспеченности урока
    Раздел (учебный элемент)
    Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)
    Учитель
    Ученики
    Время
    Используемые бумажные источники
    Используемые электронные ресурсы
    Используемые бумажные источники
    Используемые электронные ресурсы

-Отбор содержания учебного материала.

-Выбор методов обучения.

-Выбор форм организации педагогической деятельности

-Оценка знаний, умений и навыков.

-Рефлексия урока.

При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям: 

  • соответствие ЭОР: 
    • целям и задачам урока;
    • основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
    • научно-педагогическим требованиям к ЭОР;
    • эргономическим требованиям;
    • научность и достоверность предоставленной информации. 

    Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:

    • Учёт особенностей учащихся класса:
    • уровень класса;
    • отношение учащихся к предмету;
    • темп работы класса;
    • сформированность ЗУН;
    • отношение к разным видам учебной деятельности;
    • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
    • общая дисциплина учащихся.
    • Учёт индивидуальных особенностей:
    • тип нервной системы;
    • коммуникативность;
    • эмоциональность;
    • управление восприятием нового материала учащихся;
    • умение преодолеть плохое настроение;
    • уверенность в своих знаниях, умениях;
    • умение импровизировать;
    • умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
    • Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:
    Общие:
    • Определить место урока в теме, а  темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
    • Отобрать три книг, относящихся к теме урока: научные. Научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
    • Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
    • Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
    • Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
    • Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
    • Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
    • Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
    • Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
    • Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
    • Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
    Частные:
    • Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
    • Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
    • Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
    • Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
    • Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
    • Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
    • Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
    • Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
    • Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
    10.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

    Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя.

    • Разработка системы уроков по теме или разделу.
    • Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
    • Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
    • Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
    • Формирование учебных задач урока.
    • Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
    • Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
    • Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
    • Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
    • Проверка оборудования и ТСО.
    • Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
    • Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
    • Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
    • Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.
    • Продумывание форм проведения итогов урока.
    • Запись плана урока в соответствии с требованиями.

    Примерное содержание разделов поурочного плана.

    • Тема урока:
    • дидактическая цель и задачи урока;
    • тип, структура урока;
    • общие методы, приёмы работы с учениками;
    • средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
    • Повторение опорных знаний:
    • определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить  их к восприятию нового материала;
    • самостоятельная работа учащихся (её объём, формы);
    • способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
    • формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
    • Усвоение новых знаний:
    • новые понятия, законы и способы их усвоения;
    • определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики);
    • самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);
    • проблемные и информационные вопросы;
    • варианты решения проблемы;
    • варианты закрепления изученного материала.
    • Формирование умений и навыков:
    • конкретные умения и навыки для отработки;
    • виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
    • способы «обратной» связи с учащимися;
    • фамилии учащихся, которые будут опрошены.
    • Домашнее задание:
    • что повторить и приготовить к уроку;
    • творческая самостоятельная работа;
    • объём и время выполнения домашнего задания.

           Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

    • мысленное воспроизведение основных этапов урока;
    • воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
    • стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

    Способствуют успеху урока:

    • хорошее знание материала;
    • бодрое самочувствие;
    • продуманный план урока;
    • чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
    • правильный выбор методов обучения;
    • разнообразие методов обучения;
    • занимательность изложения;
    • ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
    • выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

    Затрудняют проведение урока:

    • неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
    • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
    • рыхлая композиция урока;
    • скованность движений;
    • неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
    • однообразие методов обучения;
    • бесстрастный рассказ учителя;
    • монотонность и сухость при изложении нового материала;
    • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами


  • Комментариев нет:

    Отправка комментария